г.Алматы, ул.Байтурсынова 85 (уг.ул. Джамбула)
Тел: +7 (727) 292-15-15 / Факс: +7 (727) 292-97-92
Обратная связь
Еженедельное издание
«Файл бухгалтера» №47(453),ноябрь 2009г.
ДОГОВОР ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.
Особое место в системе отдельных видов договорных обязательств гражданское законодательство Республики Казахстан отводит обязательствам доверительного управления имуществом. Особенности осуществления бухгалтерского и налогового учета обязательств, возникающих в соответствии с договором доверительного управления имуществом, также нашли свое отражение в Налоговом Кодексе РК ( в редакции 2009 года).
Цель данной статьи - разобраться в механизме действия правоотношений, связанных с управлением имуществом по договору доверительного управления, рассмотреть особенности ведения бухгалтерского учета данных операций, а также разъяснить порядок осуществления налогового учета обязательств, возникающих по договору доверительного управления имуществом: как для учредителя доверительного управления, так и для доверительного управляющего.
Порядок заключения договора доверительного управления.
Порядок заключения договора доверительного управления имуществом, соблюдения его основных положений, регулируется нормами главы 44 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее ГК РК). Поэтому, для начала кратко ознакомимся с положениями Гражданского кодекса РК , определяющими предмет , особые условия и отличительные характеристики договора, которые должны быть учтены и отражены в договоре доверительного управления имуществом.
Итак, в статье 886 ГК РК определено, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель доверительного управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах указанного учредителем лица (выгодоприобретателя).
Данное положение ГК РК, определяющее обязательную передачу доверительному управляющему имущества, являющегося объектом указанного соглашения, должно быть учтено в полном смысле при определении предмета договора доверительного управления. Помимо этого, конструкция договора доверительного управления имуществом изначально включает в себя возможность его заключения не в интересах учредителя доверительного управления, а в интересах третьего лица - выгодоприобретателя.
Таким образом, участниками в отношениях по доверительному управлению могут выступать: учредитель управления, управляющий, выгодоприобретатель. Учредитель и выгодоприобретатель могут совпадать, и что чаще всего, совпадают. Роль управляющего никогда не может совпадать ни с учредителем, ни с выгодоприобретателем, их функции несовместимы. В качестве любого из трех видов субъектов отношения по управлению могут выступать как физические, так и юридические лица.
Рассмотрим подробнее роль субъектов договора доверительного управления имуществом, предусмотренную положениями ГК РК:
Договор доверительного управления имуществом заключается в письменной форме. При этом, договор доверительного управления недвижимым имуществом заключается в форме и порядке, предусмотренных для договора об отчуждении недвижимого имущества. Несоблюдение формы договора или отсутствие регистрации договора для недвижимого имущества влечет его недействительность. Отчуждение имущества, входящего в доверительное управление, может произвести управляющий, если это входит в состав его полномочий, или собственник имущества, если это не исключено из его полномочий.
Договор доверительного управления имуществом должен предусматривать в обязательном порядке:
Возникает вопрос: чем отличается договор доверительного управления имуществом от договора поручения или агентского договора, которые также предусматривают исполнение обязательств одним лицом в интересах другого лица?
Сравнивая договор доверительного управления имуществом с агентским договором (поручения или комиссии), следует отметить отличия действий агента и управляющего, предопределенных соответствующими договорами:
Мы кратко рассмотрели основные характеристики договора доверительного управления имуществом, предусмотренные Гражданским законодательством РК, которые нужно в обязательном порядке учесть при заключении данной формы договора. Однако, это обязательный, но не исчерпывающий перечень условий договора доверительного управления имуществом.
Требования налогового законодательства РК к учету и исполнению налоговых обязательств, возникающих при передаче имущества в доверительное управление.
В Налоговом Кодексе РК в редакции 2009 года впервые введены специальные нормы применения и исполнения налогового законодательства для отношений по договору доверительного управления: как для учредителя договора, так и для доверительного управляющего. Поэтому, если предприятие выбирает форму договора доверительного управления имуществом, то от полноты его содержания зависит и правильность определения объектов налогообложения, исчисления налоговой базы и исполнения налоговых обязательств: как учредителем договора доверительного управления, так и доверительным управляющим.
В данной статье мы рассмотрим особенности налогового учета обязательств, возникающих при передаче имущества в доверительное управление между учредителем доверительного управления и доверительным управляющим, так как это наиболее часто встречающаяся форма правоотношений по договору доверительного управления имуществом.
При заключении договора доверительного управления имуществом учредитель может выбрать один из следующих способов исполнения налоговых обязательств:
Учредитель доверительного управления по договору доверительного управления имуществом самостоятельно исполняет налоговое обязательство, кроме налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость, возникающее у него в связи с передачей имущества в доверительное управление, в любом из следующих случаев:
Какие налоговые обязательства могут быть возложены на доверительного управляющего, и как они должны исполняться доверительным управляющим?
В соответствии с договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего может быть возложено исполнение обязательств по определению объектов налогообложения, определения налоговой базы, исчислению, уплате и представлению налоговой отчетности по следующим видам налогов:
В случае, когда на доверительного управляющего возложено исполнение налогового обязательства по исчислению, уплате или удержанию сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также составлению и представлению налоговых форм за учредителя доверительного управления, исполнение такого налогового обязательства осуществляется от имени лица, являющегося доверительным управляющим, по ставкам и в порядке, которые установлены Налоговым Кодексом для лиц, к числу которых относится доверительный управляющий. При этом доверительный управляющий составляет и представляет налоговые формы в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления имуществом.
Как уже было отмечено выше, исполнение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость может быть возложено исключительно на доверительного управляющего. При этом, если учредитель по договору доверительного управления является плательщиком налога на добавленную стоимость, доверительный управляющий обязан в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость не позднее пяти рабочих дней с даты заключения договора доверительного управления. В случаях, когда учредитель по договору доверительного управления не является плательщиком налога на добавленную стоимость, постановка доверительного управляющего на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится в случае, если это требуется общеустановленными положениями НК РК для обязательной или добровольной регистрации по налогу на добавленную стоимость.